Выпуск №8. Статья №2.

Дизельные двигатели для строительной техники в России.

В настоящее время в России и странах ближнего зарубежья функционирует несколько десятков заводов - изготовителей строительной и дорожной техники, большинство из которых является потребителями дизельных двигателей. Из всего довольно длинного перечня изготовителей строительно-дорожной техники собственное производство моторов налажено лишь на Челябинском тракторном заводе. Остальные не привязаны жестко к той или иной моторостроительной компании, и, соответственно, у них есть широкие возможности по выбору силовой установки для своих машин.

В былые времена одним из основных поставщиков двигателей для строительной техники был моторный завод из Харькова. Сейчас производство на этом предприятии фактически остановлено, ну а у изготовителей строительно-дорожной техники выбор моторов появился еще в ту пору, когда была отменена распределительная система.

На сегодняшний день наибольшее распространение на отечественных строительно-дорожных машинах нашли двигатели Минского моторного завода, ярославского Автодизеля, Алтайского моторного завода и Владимирского моторо-тракторного завода. Свою лепту вносят ЧТЗ-Уралтрак и Тутаевский моторный завод.

Из зарубежных моторов на российском рынке получили распространение Cummins, Deutz, Perkins, Hatz, Kubota, John Deere.

Причем в последнее время отечественные производители строительно-дорожной техники, стремясь повысить технический уровень машин, все чаще обращают свой взор к импортным двигателям.

ДВИГАТЕЛИ ОБЪЕМОМ МЕНЕЕ 1 Л

Так сложилось, что в России дизельные двигатели рабочим объемом менее одного литра, применяемые на мини-технике, выпускает одно-единственное предприятие - ЧТЗ-Уралтрак:

Единственная модель предприятия - это 2-цилиндровый воздушник В2Ч 8,2/7,8 объемом 0,8 л и мощностью 8,8 кВт.
Мотор нашел применение не только на мини-тракторе Уралец, изготовляемом ЧТЗ-Уралтрак, но и на технике других предприятий:
- малогабаритном тракторе КМЗ-012 Курганмашзавода,
- на дизель-генераторных установках,
- насосных агрегатах
- и сварочных аппаратах ряда российских производителей.

Других моторов в рассматриваемом литровом диапазоне у нас не производится, хотя потребность в них существует. Здесь инициативу в свои руки взяли иностранцы:

Одноцилиндровый мотор Hatz серии 1В
Одноцилиндровый мотор Hatz серии 1В

Hatz предлагает российским производителям мини-техники внушительный перечень дизельных двигателей с воздушным охлаждением:

Одноцилиндровые моторы серий 1В и 1D представлены 13 моделями рабочим объемом 0,23-0,72 л мощностью 3,5-11,7 кВт. Существуют варианты с горизонтальным цилиндром и вертикальным коленвалом.
Двухцилиндровые моторы серии 2G также имеют модель объемом менее одного литра (0,99 л) мощностью 16 кВт. Perkins на российский рынок поставляет две модели двигателей 400 серии объемом менее одного литра - 2-цилиндровый (объем - 0,45 л, мощность -10,2 кВт) и 3-цилиндровый (объем - 0,67 л, мощность - 15,3 кВт).

Kubota известна как производитель малогабаритных дизельных двигателей: кнам поставляется линейка моторов мощностью от 4,4 кВт.

Модельный ряд двигателей Deutz также включает мини-модели рабочим объемом 0,7 л мощностью 11 кВт.



ДВИГАТЕЛИ ОБЪЕМОМ 1,0 - 3,5 Л

В более высоком литровом диапазоне (1-3,5 л) из отечественных моторов присутствует только продукция Владимирского моторо-тракторного завода (ВМТЗ):

3-цилиндровый турбонаддувный мотор Д-130Т-12
3-цилиндровый турбонаддувный мотор Д-130Т-12 производства ВМТЗ
Перспективный челябинский дизель 4М 364
Перспективный челябинский дизель 4М 364
3-цилиндровый Perkins 403С-11 объемом 1,13
3-цилиндровый Perkins 403С-11 объемом 1,13 л

Двигатели воздушного охлаждения - двухцилиндровый Д-120 (объем-2,08л, мощность - 15,4 - 22 кВт) и трехцилиндровый Д-130 (объем -3,12 л, мощность - 29,4 - 33,1 кВт) хорошо известны российскимпроизводителям строительно-дорожной техники:

Д-120 используется на мини-погрузчиках Уралвагонзавода, на вилочных погрузчиках машзавода им. Калинина, электроагрегатах, выпускаемых в Курске и во Владимирской области;

Д-130 - на цементовозах и гудронаторах Бецемы. На красногорской технике также применяется турбированный вариант Д-130Т.

 

 

 

 

 

Заслуживают внимания перспективные двигатели ЧТЗ-Уралтрак, предназначенные для широкого спектра строительно-дорожной и другой техники.

Новое семейство компактных V-образных дизелей жидкостногоохлаждения состоит из 2-, 4- и 6-цилиндровой версий рабочим объемом, соответственно, 1,17, 2,34 и 3,57 л. Моторы охватывают мощностной диапазон от 13 до 73 кВт. Их отличают низкая собственная масса и высокие эксплуатационные показатели.

 

 




Как видим, предложения отечественных производителей мини-двигателей более чем скромны, но имеющуюся брешь заполнили иностранцы:

Только у Perkins в диапазоне 1 - 3,5 л имеется девять моделей двигателей:
- 3-цилиндровые 440 серии 1,13- и 1,49-литровые мощностью, соответственно, 19,5 и 25,1 КВТ,
- 4-цилиндровые этой же серии 1,5- и 2,22-литровые (26,5-44,7 КВТ),
- 4-цилиндровые 800 серии 3,3-литровые (47 и 60 КВТ),
- 3-цилиндровые 1100 серии 3,3-литровые (39,5 - 55 КВТ).

В данном диапазоне у Deutz тоже девять моделей:
- 2-и 3-цилиндровые моторы 2,4 - 3,2 л с воздушным охлаждением мощностью 36 - 44 кВт и
- 2-, 3-, 4-цилиндровые 1,5 - 3,1 л с жидкостным охлаждением мощностью 23,5 - 65 кВт.

Двигатели Hatz серий L и M выпускаются в 2-, 3- и 4-цилиндровом исполнении рабочим объемом, соответственно, 1,71, 2,57 и 3,42 л, мощностью 30-60 кВт.
Есть соответствующие предложения у Kubota и Cummins.

Perkins применяется на вилочных погрузчиках ТВЭКС. Hatz - на автобетоносмесителях Туймазинскго завода. Kubota - на дизель-генераторах ряда производителей. И это далеко не полный перечень.

ДВИГАТЕЛИ ОБЪЕМОМ 4,0 - 6,5 Л

Диапазон 4 - 6,5 л представлен моторами двух отечественных изготовителей - Владимирского моторо-тракторного и Минского моторного заводов (ММЗ) (последний условно будем считать отечественным).

ВМТЗ выпускает три модификации 4-цилиндрового атмосферного двигателя Д-144 объемом 4,15 л мощностью 27 - 44 кВт.
Существует турбированная версия Д-145Т в двух модификациях мощностью 42 - 55 кВт.
Оба мотора имеют традиционное для владимирских моторов воздушное охлаждение.

"Четверки" от ВМТЗ имеют широкий круг потребителей не только в России. Их применяют:
- Туймазинский завод автобетоновозов на автобетоносмесителях и стационарных бетононасосах,
- Раскат - на дорожных катках,
- Уралвагонзавод - на мини-погрузчиках,
- Полтавский турбомеханический завод - на компрессорных станциях и сварочных агрегатах.

Д-144 можно увидеть на сварочных агрегатах первоуральского и екатеринбургского заводов, а также на электроагрегатах из Курска и Владимирской области.

Минский двигатель Д-243
Минский двигатель Д-243 получил очень широкое распространение на отечественной технике
Новинка Алтайского моторного завода -
Новинка Алтайского моторного завода - 6,15-литровый Д-340ТА
Perkins - 4,4-литровый
Представитель 1100 серии Perkins - 4,4-литровый 1104C-E44TA
Среднелитражный двигатель Deutz
Среднелитражный двигатель Deutz

4-цилиндровые рядные дизели объемом 4,75 л производства ММЗ получили наибольшее распространение на строительной и дорожной технике, выпускаемой предприятиями России и стран СНГ.

Они предлагаются в двух базовых вариантах: атмосферный Д-243 мощностью 60 кВт и наддувный Д-245 мощностью 77 кВт.
Д-243 и Д-245 применяются:
- на нескольких моделях фронтальных погрузчиков минского, орловского и донецкого заводов, а также экскаваторах ТВЭКС.
Д-243 устанавливается:
- на вилочные погрузчики тверского и Львовского заводов,
- мотовилихинские и кохановские экскаваторы,
- рыбинские, минские и смолевичские катки,
- брянские автогрейдеры.
Д-245 устанавливается:
- на экскаваторы Донецкого экскаватора и СП "Святовит",
- асфальтоукладчики Ирмаш.

Приведённый список потребителей не конечен.

 

Несомненно, интересна последняя разработка Алтайского моторного завода - 4-цилиндровый двигатель Д-340ТА рабочим объемом 6,15 л.

Новое семейство турбированных дизелей водяного охлаждения имеет диапазон мощности 110 - 176,5 кВт. Безусловными преимуществами новинки являются компактные размеры и низкий удельный расход топлива, а также выполнение перспективных экологических требований стандарта Евро 3.

 

 




 

Cummins, Deutz, Perkins, John Deere - основные игроки на российском рынке, предлагающие производителям дорожно-строительной техники моторы диапазона 4 - 6,5 л.

У Deutz более 10 моделей двигателей объемом 4 - 6,47 л в 4-, 5- и 6-цилиндровом исполнении, часть из них с воздушным либо с жидкостным охлаждением. Мощность варьируется от 59 до 155 кВт.
Основу модельного ряда двигателей Cummins в данном диапазоне составляют 4- и 6-цилиндровые двигатели серии "В".
Perkins предлагает российским потребителям 4- и 6-цилиндровые моторы объемом 4,4 и 6 л, мощность которых составляет от 52 до 129,5 кВт.

 


 

Deutz нашел применение на автобетоносмесителях Каменского и Туймазинского заводов, а также на туймазинских бетононасосах, на катках Раскат и Саста, экскаваторах Кранэкс.

Perkins сотрудничает с Тверским экскаваторным заводом, поставляя ему 4,4-литровые двигатели серии 1100 для экскаваторов и вилочных погрузчиков.

Cummins поставляет моторы для бульдозеров и трубоукладчиков чебоксарского Промтрактора, погрузчиков и грейдеров орловского завода "Дормаш", грейдеров ЧСДМ и Брянского Арсенала, а также для техники еще ряда изготовителей.









ДВИГАТЕЛИ ОБЪЕМОМ 7 - 10 Л

Диапазон 7-10 л в условной классификации, принятой в данной статье, из отечественных моторных заводов лишь отчасти покрывают Минский и Алтайский моторные заводы.

Первый выпускает 6-цилиндровые рядные дизели Д-260 объемом 7,12 л в атмосферном и турбированном исполнении мощностью 96 и 114 кВт.
Второй - 4-цилиндровые рядные дизели объемом 7,43 л жидкостного охлаждения диапазоном мощности от 33,5 до 134 кВт. Алтайское семейство включает четыре базовые модели (А-41, Д440, Д-442, Д-447) более 30 модификаций.
В данное семейство входят двигатели как в безнаддувном исполнении, так и оборудованные турбонаддувом.

Алтайский мотор Д-442 объемом 7,43 л
Алтайский мотор Д-442 объемом 7,43 л

Д-260 разных модификаций поставляются на тверские экскаваторы, брянские асфальтоукладчики и автогрейдеры.

Круг потребителей алтайских моторов шире: А-41 - пневмоколесные краны, автогрейдеры, тракторы, буровые установки, насосные станции, дизель-генераторные установки; Д-440 - дизель-генераторы, катки, тракторы; Д-442 - фронтальные погрузчики, автогрейдеры, тракторы, компрессорные станции. Д-447 применяется на судах.

ЧТЗ-Уралтрак в арсенале перспективных разработок имеет 8-литровую рядную "четверку" с турбонаддувом мощностью 66,2 - 77,2 кВт. Остается ждать, когда современный двигатель встанет напроизводство и будет предложен производителям строительной и дорожной техники.

В рассматриваемом диапазоне на российский рынок поставляют двигатели Cummins, Deutz и John Deere.

Примером использования моторов Deutz объемом 7,14 л служат экскаваторы производства Кранэкс и Уралвагонзавода.
Cummins также используется на ряде машин отечественного производства.

ДВИГАТЕЛИ ОБЪЕМОМ 10 - 15 Л

В литровом диапазоне 10-15 л наиболее распространены моторы Ярославского и Алтайского моторных заводов.
Подавляющее большинство тяжелой отечественной строительной и дорожной техники комплектуется ярославскими двигателями ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, а также алтайским А-01.
Ярославцы выпускают порядка 20 модификаций 11,15-литровой V-образной "шестерки" ЯМЗ-236, применяемой на широчайшем спектре моделей колесной и гусеничной строительно-дорожной техники. Мощность моторов находится в диапазоне 112-186 кВт.
Вторая базовая модель - 14,86-литровая V-образная "восьмерка" ЯМЗ-238 пользуется не меньшей популярностью у производителей техники и также насчитывает два десятка модификаций мощностью 134-246 кВт.
Обе модели предлагаются как в атмосферной, так и наддувной версии.
Современный вариант 8-цилиндрового двигателя - ЯМЗ-7511/ЯМЗ-7512 соответствует нормативам Евро 2 и имеет более высокую мощность - 268-298 кВт. Выполняется только с турбонаддувом.

В настоящее время Алтайский моторный завод продолжает выпуск модернизированной версии хорошо известного 6-цилиндрового рядного дизеля объемом 11,15 л А-01МКСИ. Простой по конструкции, долговечный и неприхотливый в эксплуатации мотор без газо-турбонаддува удовлетворяет требованиям многочисленных потребителей. В современном исполнении двигатель комплектуется индивидуальными головками цилиндров, прямой электростартерной системой запуска и генератором переменного тока мощностью 1 кВт.

Вообще семейство 6-цилиндровых рядных "шестерок" включает две базовые модели и около 20 модификаций. В данное семейство входят двигатели как в безнаддувном исполнении, так и оборудованные турбонаддувом, диапазон мощности которых составляет 70-175 кВт.

Все серийные дизельные двигатели характеризуются высокой степенью унификации узлов и деталей.

Многотопливный дизель Д-180
Многотопливный дизель Д-180
"Восьмерка"  Deutz
Самая мощная "восьмерка" Deutz, предлагаемая российским потребителям
Cummins серии QSC
Cummins серии QSC


Многотопливный 4-цилиндровый рядный 14,48-литровый турбодизель Д-180 производства ЧТЗ-Уралтрак в основном нашел применение на строительной технике, выпускаемой этим предприятием, - тракторах и дизель-генераторных установках.
Однако изготовитель позиционирует его для применения на различной строительно-дорожной технике.

Д-180, выпускаемый в настоящее время, соответствует нормам Евро 2 и способен работать на дизтопливе, на керосине и газовом конденсате.

Двигатели выпускаются в мощностном диапазоне 103-132 кВт. По желанию потребителя могут быть изготовлены моторы мощностью 60-157 кВт, как в турбированном, так и в атмосферном вариантах.

 

На перспективу конструкторы предприятия разработали замену Д-180. Новый 12-литровый 6-цилиндровый двигатель выполнен с рядным расположением цилиндров.
!!! Главное достоинство мотора - меньшая почти на тонну масса по сравнению с Д-180 !!!

 

Из иностранных производителей 10-15-литровый диапазон покрывают Deutz, Cummins и John Deere.

Deutz предлагает несколько модификаций 6-цилиндровых моторов объемом 11,9 л, мощностью 240 - 330 кВт и 8-цилиндровых объемом 15,87 л, мощностью 400 - 440 кВт. "Восьмерки" Deutz нашли применение на карьерных самосвалах БелАЗ.

 

 

 

 

Cummins поставляет в Россию 8-цилиндровые двигатели серии "С", соответствующие экологическим стандартам TIER 1 и TIER 2.

С середины 90-х годов фирма внедряет новое поколение дизельных двигателей серии "Квантум" (серии QSB и QSC) с интегрированной системой электронного управления и диагностики. Надежность, долговечность, экономичность и экологичность дизельных двигателей этой серии почти вдвое превосходят те же показатели для двигателей предыдущего поколения. Моторы серии "Квантум" отвечают самым жестким экологическим требованиям TIER 3.






ДВИГАТЕЛИ ОБЪЕМОМ 15 - 20 Л

Двигатели наибольшего литража (15-20 и более литров) выпускаются Ярославским и Тутаевским моторными заводами, а также ЧТЗ-Уралтрак.

8481 - базовая модель Тутаевского моторного
8481 - базовая модель Тутаевского моторного завода

Самые "маленькие" моторы рассматриваемого диапазона производят в Тутаеве.
Предприятие выпускает более 20 модификаций 8-цилиндровых V-образных дизелей объемом 17,24 л базовых моделей 8481 и 8424 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.

Благодаря широкому мощностному диапазону (257 - 367 кВт) они используются на тяжелой автомобильной, дорожной и специальной технике, сельскохозяйственных и промышленных тракторах, дизель-электростанциях, начато производство судовой модификации.
Традиционными потребителями тутаевских дизелей являются БелАЗ, Киррвский завод, Минский, Брянский и Курганский заводы колесных тягачей. Более того, моторы нашли применение даже на зарубежной технике. При капремонте производится замена родных двигателей кранов Kato, бульдозеров и трубоукладчиков Caterpillar и Komatsu на тутаевские.

 





ДВИГАТЕЛИ ОБЪЕМОМ ОТ 20 Л

Ярославский 12-цилиндровый V-образный мотор ЯМЗ-850 имеет нешуточный объем 25,86 л и мощность 328 - 418 кВт. Такие силовые установки применяются на тяжелой строительной технике производства ОАО "Промтрактор".

Двигатели наибольшего объема выпускает ЧТЗ-Уралтрак. 38,88-литровые 12-цилиндровые моторы производятся предприятием для собственных нужд (тракторы 25 тягового класса).


Учитывая современную тенденцию в производстве отечественной строительной техники, когда потребитель предпочитает более производительные, надежные и экономичные зарубежные моторы, российским моторостроителям придется нелегко.

Оттягивание сроков запускав серийное производство новых моделей двигателей в еще большей степени будет способствовать распространению на российском рынке зарубежных моторов.

 
"Строительная техника и Технологии", № 4(38)2005
Статья публикуется с разрешения редакции